УЗСА (с дополнительными анодами)

  При монтаже устройств защиты со скин-эффектом УЗС и УЗС-2 необходимо просверлить в кузове 2 отверстия для подсоединения проводов. Если автомобиль новый, жалко сразу делать в нем дырки. Кроме того, провода имеют большую толщину, что вызывает определенные неудобства при их прокладке.

  Избежать этих проблем удалось, изменив способ подачи высокочастотных импульсов: теперь импульсы подаются по тонким проводам к 4 наклеенным на кузов цинковым (материал - цинк 0) анодам. Каждый анод является обкладкой конденсатора. Вторая обкладка конденсатора – кузов автомобиля. В результате получилось устройство защиты со скин-эффектом и дополнительными анодами

УЗСА-1:

 

Начинка УЗСА  отличается от УЗС-1 и УЗС-2: другой генератор, другие параметры импульсов. Потребляемый в нормальном режиме ток не превышает 5-6 мА.

Светодиоды:

Зеленый мигающий – устройство включено

Красный – влажность в местах расположения анодов достигла или превысила 100% (образование конденсата или машина просто утонула)

Подключение:

С помощью 2 винтов-саморезов прикручиваем блок УЗСА в салоне, желательно посередине кузова автомобиля. Аноды наклеиваем на наиболее уязвимые для ржавчины места. Оптимальными местами наклейки можно считать внутреннюю поверхность крыльев, на расстоянии 0,2-0,7 м от начала (конца) кузова.

Аноды наклеиваются на чистую окрашенную поверхность автомобиля.

От анодов протягиваем провода к блоку, подключаем к клеммам. Протягиваем желтый провод (входит в комплект, на фото нет) от плюсовой клеммы аккумулятора, подключаем к клемме блока. Минусовой провод питания подключается одним концом на клемму блока, другой конец под один из винтов-саморезов, которыми крепится блок к кузову (на фото нет).   Длина анодных проводов – 3м. Излишки этих проводов после прокладки до блока желательно обрезать по месту. Недопустимо, намотав излишки этих проводов на руку, оставлять эти мотки в подключенной  цепи анод-блок.

 

Результаты испытаний УЗСА-1:

Подготовлены 3 куска низкокачественного железа.  Из этого железа в советское время изготавливались таблички для лифта.  Железки тщательно очищены от грязи и ржавчины. На одну из них наклеен цинковый анод, 2 другие железки контрольные. С ними будем сравнивать.

На фото испытуемая железка с наклеенным анодом  и контрольная.

 

Обратите внимание на выбор клея, которым будете приклеивать аноды к кузову. Клей должен быть влаго- и морозоустойчивым. Мне больше понравился этот:

Нежелательно использовать в качестве клея толстый слой герметика, толстую липучку и т.п. В этом случае уменьшится электрическая емкость между анодом и кузовом. Эффективность работы УЗСА может снизиться.

 

В течение месяца распыляем на железки воду из пульверизатора.

На этом фото все железки вместе. Испытания проводились без подачи отрицательного напряжения на защищаемую пластину (без использования устройств и режимов катодной защиты). Оценивалась только эффективность защиты со скин-эффектом.

 

Как и ожидалось, лучше других сохранилась железка с анодом (подключенная к УЗСА-1)

Обратите внимание: наибольшее количество ржавчины в нижней части железки. Именно туда стекала и застаивалась вода.

 

 

Эта железка поржавела больше первой, но меньше последней, хотя и не была подключена к УЗСА. Интересно почему?

 

Мимо неё проходили провода от УЗСА к защищаемой железке с анодом (на фото 1 провод). Провод, расположенный рядом с железкой, образует конденсатор с небольшой емкостью. Через эту небольшую емкость часть энергии высокочастотных импульсов с провода передается на железку. Таким образом, на поверхности железки получается уже знакомый нам скин-эффект, предохраняющий железку от коррозии. Но, емкостная связь проводов с железкой в 15-20 раз меньше, чем связь анода с железкой или кузовом автомобиля. Соответственно защитный эффект выражен слабо.

Здесь наглядно видно, как с уменьшением энергии импульсов (при удалении от провода) активнее ржавеет металл. Именно поэтому все описанные здесь устройства со скин-эффектом имеют значительно более высокую мощность (энергию импульсов), по сравнению со своими западными собратьями. Небольшая мощность импортных УЗС, вероятно, достаточна для новых качественных автомобилей, ездящих по чистым сухим дорогам при небольшой влажности. Но в России все наоборот, да и не только в России.

 

Эта железка была расположена вдали от проводов. На ней мы видим ржавление с нормальной скоростью. Обратите внимание насколько глубоко здесь въелась ржавь в металл (сравните цвет ржавых пятен на этой железке с другими).

 

 

При установке на автомобиль картина несколько меняется. Небольшой слой желтоватой ржави будет регулярно легко смываться-обдуваться при езде автомобиля. На длительно стоящем и вечно немытом автомобиле ржавь потихоньку накапливается. Как видно на фото, особенно опасна для кузова автомобиля застаивающаяся, долго не просыхающая вода. Практически так же опасна долго не просыхающая (особенно соленая) грязь. Подобно грязи ведет себя толстый слой многолетней рыжей ржави.

 

Протираем железки тряпочкой: фото.

 

 По результатам испытаний и замеров, сделанных измерителем напряженности поля определились автомобили, на которые целесообразно устанавливать УЗСА. Это относительно новые (без явных следов коррозии) автомобили не очень большого размера. Например, джип «Юкон» или «Газель» великоваты для этого устройства. Эффективность устройства несколько выше, чем у УЗС-2 в режиме малой мощности.

 

Для автомобилей, имеющих следы коррозии и (или) большие размеры целесообразно использовать

УЗСА-2:

 

Добавлен усилитель высокочастотных импульсов, встроено импульсное УЗ. Ток потребления в нормальном режиме около 10 мА. Переключатель режимов не предусмотрен за ненадобностью, т.к. помех радиоприему не замечено, потребляемая мощность невелика. Эффективность – такая же, как УЗС-2 в режиме максимальной мощности.

 

 Светодиоды:

Зеленый мигающий – устройство включено

Красный - влажность в местах расположения анодов достигла или превысила 100%

Синий мигающий – подключено внешнее заземление (дополнительный провод с вилочкой и крокодилом входит в комплект)

 

Подключение:

Так же, как УЗСА-1.

Заземление подключается при длительной стоянке автомобиля (на ночь и более) так же, как и любое устройство катодной защиты или УЗС-2.

 

Добавлен предохранитель:

 

С 2013г.:

 Напряжение на гнезде заземления увеличено (не менее +25В в сухую погоду).

Если нет возможности подключать на ночь и во время длительных стоянок заземление (провод с вилочкой и крокодилом) обратите внимание на дополнительный «хвост».

Зеленый мигающий светодиод заменен на желтый не мигающий.

Увеличена толщина изоляции анодных проводов.

 

Стоимость устройств

 

Если Вы устанавливаете УЗ на старый автомобиль, имеющий значительные очаги коррозии, то не поленитесь обработать места ржавчины отработанным моторным маслом или иным способом, уменьшающим развитее этих очагов. Эффективность защиты одноконтурных УЗС уменьшается в местах скопления рыжей ржави, т.к. структура металла в этих местах претерпела значительные изменения. Или используйте УЗС «Контур».