Транзисторные коммутаторы

Для удобства просмотра названия последних наиболее перспективных коммутаторов выделены красным цветом.

  В результате долгих экспериментов с простой, на первый взгляд, схемой (вариант 2) родился

Вариант 3

 Его преимущества:

1. При выключенном двигателе коммутатор совсем не потребляет энергии, т.е. выключать его не нужно.

2. Применение дополнительного триггера Шмидта (как в схеме 1, но на специализированных микросхемах) и задержки включения на 1,5 сек. позволило значительно уменьшить размеры радиатора и увеличить надежность коммутатора, снизить нагрузку на бортовую сеть.

3. Уменьшен гистерезис (разница между напряжением включения и выключения коммутатора) до 0,1В, что резко повысило точность работы коммутатора, полностью исключило возможную перегрузку бортовой сети (генератора).

4. После изменения проводимости транзистора на радиаторе теперь не +12В, а – .  Коммутируется не плюсовой, а минусовой провод. Т.е. случайное замыкание радиатора на кузов автомобиля больше не вызовет никаких серьезных проблем.

5. Максимальный ток силового транзистора – 110А. Для увеличения надежности предусмотрено ограничение максимального тока на уровне 50А (помощь при запуске двигателя при подсевшем основном аккумуляторе).

6.При снижении напряжения основного аккумулятора на 0,6В и более по сравнению с напряжением дополнительного аккумулятора, происходит подзарядка основного аккумулятора от дополнительного.

7. Предусмотрена возможность установки дополнительного аккумулятора в багажник: длина соединительных проводов 5М при их сечении 1,5-2 кв.мм. Предохранители на ток 55А легко получились из медных проволочек d=0,75мм (0.44 кв.мм)

8. При подключении неисправного дополнительного аккумулятора или коротком замыкании его клемм происходит следующее: по достижении в бортовой сети соответствующего напряжения через 1,5-2 секунды коммутатор подключает цепь доп.аккумулятора к бортовой сети. Если при этом наблюдается понижение напряжения ниже заданного порога (перегрузка), то коммутатор практически мгновенно (<1мсек) отключит цепь. При таком кратковременном подключении не успевают сгореть предохранители, не перегружается бортовая сеть.  Через 1,5-2 сек. процесс повторится и будет повторяться до тех пор, пока не исчезнет причина перегрузки. Похожая картина при подключении сильно разряженного аккумулятора. Но коммутатор будет отключать 2-й аккумулятор не мгновенно, а через некоторое время, пропорциональное степени заряженности аккумулятора. 2-й аккумулятор будет заряжаться импульсами тока, не перегружающими бортовую сеть. Так происходит до тех пор, пока 2-й аккумулятор не зарядится до определенного напряжения. После этого коммутатор подключит доп.аккумулятор на подзарядку в нормальном режиме.

9. При коммутации (подключении-отключении) мощной нагрузки (фары, обогреватель заднего стекла, сигнал и т.п.) в бортовой сети автомобиля возникают импульсные помехи значительной величины. В зависимости от состояния эл.проводки амплитуда одиночных импульсов может превысить 100В!

Такие импульсные помехи зачастую вызывают сбои в работе бортового компьютера и системы зажигания автомобиля. Для устранения помех от работы коммутатора и других вышеназванных систем автомобиля в коммутаторе установлен мощный защитный диод, срезающий импульсные помехи, напряжение которых превышает 18-20В. Возможные помехи от работы коммутатора меньше, чем от вышеперечисленных мощных потребителей.

 

10. Добавлена термокомпенсация: с понижением температуры напряжение срабатывания коммутатора немного снижается, коммутатор подключает доп.аккумулятор на зарядку чуточку  раньше. Действительно, перегреть генератор в морозы намного сложнее, чем в жаркую погоду. Поэтому, с помощью термокомпенсации, заставим генератор отдавать энергии больше, не опасаясь перегрузки.

11. Помощь 2-го аккумулятора при запуске двигателя значительно увеличивает срок службы основного аккумулятора. Срок службы 2-го аккумулятора в основном зависит от того, насколько глубоко он будет разряжаться при заглушенном двигателе. Что бы не пропустить опасный уровень разряда (вовремя зарядить) используем «писклявый вольтметр» или «Неписклявый» или цифровой вольтметр.

 

 

График работы коммутатора:

Момент времени t1 – двигатель запущен, начался заряд основного аккумулятора.

t2 – напряжение основного аккумулятора увеличилось до нормального напряжения бортовой сети (порог срабатывания коммутатора 14в – регулируется при сборке в модели 3.1 или подстроечным резистором в других моделях), коммутатор подключил зарядку 2-го (дополнительного) аккумулятора.

t3 – вследствие того, что 2-й аккумулятор был сильно разряжен и потреблял при зарядке ток больший, чем может отдать генератор без перегрузки, произошло отключение 2-го аккумулятора.

t4, t6, t8 – так же, как t2.

t5, t7, t9 – так же, как t3.

Происходит импульсная зарядка 2-го аккумулятора (ШИМ-регулирование).

По мере заряда 2-го аккумулятора периоды его подключения к бортовой сети увеличиваются: t1 – t3, t4- t5, t6- t7, t8- t9 (выделены на графике желтым цветом), а паузы между подключениями сокращаются: t3 – t4, t5- t6, t7- t8, t9- t10. Контрольный светодиод в салоне светится (мигает) в то время, когда на 2-й аккумулятор поступает ток заряда.

Начиная с момента t10 подзарядившийся импульсами 2-й аккумулятор подключается коммутатором к бортовой сети постоянно.

Для упрощения на графике не показано время задержки включения коммутатора.

 

При использовании этих коммутаторов режим зарядки основного аккумулятора никак не меняется. Для зарядки доп.аккумулятора используется энергия, которая раньше просто пропадала (не вырабатывалась генератором и не использовалась).

 

Важное преимущество транзисторных коммутаторов – малый гистерезис.

График изменения тока дополнительного аккумулятора во время движения автомобиля:

Точка А – штатный аккумулятор подзарядился, у генератора есть свободная (неиспользуемая ранее в штатном режиме) мощность. Эту мощность коммутатор отдает доп.аккумулятору.

Точка Б – остановка на светофоре (холостые обороты двигателя) – ток (мощность) генератора резко уменьшился, напряжение борт.сети уменьшилось, начался разряд доп.аккумулятора

Точка В – аналогична точке А, поехали дальше.

Точка Г – аналогична точке Б или включили мощный потребитель, генератор не может отдать такой большой ток…

Точка Д - аналогична точкам А, В.

Зеленые зоны графика – заряд доп.аккумулятора. Красные зоны – разряд.

В таком виде график справедлив для релейных коммутаторов с большим гистерезисом. Для транзисторных коммутаторов красных зон (разряд) не наблюдается, т.к. коммутатор своевременно отключает доп.аккумулятор от бортовой сети, не допуская его разряда. Очевидно, что с транзисторным коммутатором заряд доп.аккумулятора эффективнее, режим эксплуатации штатного аккумулятора при этом НЕ ИЗМЕНЯЕТСЯ (соответствует штатному режиму, заложенному заводом-изготовителем).

 

Получилась вот такая коробочка (вариант 3.1):

(коммутирует -минусовой провод)

Размеры:

Ширина - 45мм (с ушками крепления 60мм)

Длина – 68мм

Высота – 65мм

 

В комплекте с проводами:

 

На корпусе нажимной клеммник для подключения контрольных светодиодов:

1 – с проводом 1,5 метра для установки в салоне

2 – для установки светодиода на корпусе устройства

 

 

Красный провод (+), белый (-).

 

  Переключатель 1-ON для установки порога срабатывания коммутатора в зависимости от напряжения генератора вашего автомобиля и режима зарядки доп.аккумулятора: ускоренный или нормальный. Конкретные значения напряжения срабатывания могут быть, например, такими: 1-14,05В, ON-13,5В. Положение (1) – нормальный режим коммутатора, максимально щадящий для генератора и основного аккумулятора. Положение (ON) используем, если необходимо зарядить дополнительный аккумулятор в кратчайшие сроки или к нему часто подключается мощный потребитель и в нормальном режиме дополнительный аккумулятор заряжаться не успевает.

  На исправном автомобиле напряжение бортовой сети может быть в интервале от 13,7 до 14,5В. Коммутатор работает с точностью 0,1В. Что бы использовать коммутатор максимально эффективно не поленитесь измерить напряжение на аккумуляторе своего автомобиля при прогретом двигателе, обороты двигателя 1,5-2 тыс.об./мин, включенном ближнем свете. Точность измерения должна быть не хуже 0,1В. Напряжение срабатывания коммутатора будет подобрано под напряжение сети конкретного автомобиля.

 

Вариант 3.2(коммутирует -минусовой провод)

Отличается от 3.1 тем, что переключатель порога срабатывания заменен подстроечным резистором:

С помощью подстроечного резистора можно самостоятельно максимально точно подстроить порог срабатывания коммутатора на автомобиле не имея под рукой никаких измерительных приборов (по зажиганию светодиодов). Этот вариант предпочтителен для тех, кто впоследствии собирается переустановить коммутатор на другой автомобиль.  Так же не стоит забывать, что напряжение генератора, особенно на отечественных автомобилях, со временем может меняться. Проверить точность срабатывания и при необходимости подстроить порог – совсем не лишняя процедура. Делать это желательно не реже 1 раза в 1-2 года.

  Подстройка: подключаем коммутатор (без дополнительного аккумулятора). При прогретом двигателе, обороты двигателя 1,5-2 тыс.об./мин, включенном ближнем свете смотрим на любой светодиод. Если светодиод светится (коммутатор сработал – подключил напряжение на дополнительный аккумулятор), начинаем медленно поворачивать маленькой отверткой ось подстроечного резистора против часовой стрелки (увеличиваем напряжение срабатывания коммутатора) до погасания светодиода. Светодиод погас. Теперь очень медленно поворачиваем ось подстроечного резистора в обратную сторону (по часовой стрелке) до зажигания светодиода плюс еще 0,5-1 оборота. На этом настройка закончена. Подключаем дополнительный аккумулятор.

 

Схема подключения коммутатора:

 

Провода:

1 – ШВПМ 2х1,0 4,8м

2 - ШВПМ 1х1,0 0,5м

3 – ШВВП 4х0,75 0,4м

4 - ШВВП 2х0,75 4,5м

Длина пластикового рукава 4,0м

Длина проводов до 2-го светодиода 1,5м.

 

Вариант 3.3(коммутирует +плюсовой провод)

Иногда возникает потребность подключить к дополнительному аккумулятору часть штатного электрооборудования автомобиля или дополнительные устройства, минус питания которых соединен с корпусом устройства и должен быть обязательно подключен (прикручен) к кузову автомобиля. Такими устройствами могут быть системы предварительного подогрева двигателя автомобиля, электрические (дополнительные) помпы (циркуляционные насосы), мощные усилители звука и т.п. В этих случаях применение вариантов коммутатора 3.1-3.2 недопустимо, т.к. минус дополнительного аккумулятора нельзя соединять с кузовом автомобиля.

Вариант коммутатора 3.3 разработан для подключения вышеперечисленного оборудования, коммутирует +(плюсовой) провод.

Параметры этого коммутатора аналогичны параметрам коммутатора 3.2 за исключением максимального коммутируемого тока – увеличен до 148А.

При использовании этого коммутатора необходимо помнить о недопустимости даже кратковременного замыкания радиатора коммутатора на кузов автомобиля (см. вариант 2).

 

Схема подключения коммутатора:

 

Провода:

1 – ШВПМ 2х1,0 – 6,2м

2 – ШВПМ 4х1,0 - 0,4м

3 - ШВПМ 1х1,0 - 0,5м

Длина проводов до 2-го светодиода - 1,5м.

Пластикового рукава нет.

 

Стоимость 3-го варианта коммутатора.

 

Вариант 3.3м(коммутирует +плюсовой провод)

Отличается от варианта 3.3 закрытым корпусом. Параметры одинаковы.

Размеры корпуса 90х65х30мм без учета выступающих деталей и проводов.

Стоимость варианта 3.3м коммутатора.

 

Светодиод в салоне теперь может быть в виде фонарика с гайкой для крепления, выбирайте J.

 

С июля 2011г. предохранители такие (варианты 3 и старше):

или такие, выбирайте:

С октября 2012г в комплект коммутаторов входят клеммы для доп.аккумулятора:

 

 

Коммутатор может выйти из строя от перегрева силового транзистора при запуске двигателя с отключенным основным аккумулятором. Нельзя путать полярность подключения аккумуляторов и проводов к ним. Во всех других режимах коммутатор работает стабильно и надежно, не боится коротких замыканий. Позволяет безопасно подключить дополнительный аккумулятор любой емкости.

Подробнее здесь.

 

Стоимость 3-го варианта коммутатора.

 

Вариант 3.4(коммутирует +плюсовой провод)

Отличается от варианта 3.3м тем, что располагается рядом с доп.аккумулятором, а не рядом со штатным. Имеет функцию принудительного включения силовых ключей при запуске двигателя (включение стартера), как в варианте 5, но без дополнительного провода к реле стартера. Сигнализирует о включении стартера красный светодиод на корпусе коммутатора.

  Изменены параметры ШИМ-регулирования. Улучшена работоспособность в бортовой сети низкого качества, со старой проводкой, старым сульфатированным штатным аккумулятором. Этот коммутатор надежно работает с любым сочетанием аккумуляторов, в любых дорожных условиях. Под капотом теперь можно поставить маленький кислотник, в багажник – огромный гелевый аккумулятор. Неисправности электрооборудования (прокисшие провода, клеммы, старый сульфатированный штатный аккумулятор и т.п.) не повлияют на нормальный заряд доп.аккумулятора. Если, конечно, у генератора есть, чем заряжать (нет перегрузки генератора).

  Обратная сторона «медали» - при выше перечисленных неисправностях могут возникать импульсные помехи, но не перегрузка сети.

Для устранения помех: конденсаторная батарея.

При длительном коротком замыкании на выходе коммутатор перегреется и сгорит. Все остальные параметры, как у 3.3м.

 

Почему и зачем сделан этот коммутатор?

По моим наблюдениям до 20% автомобилей имеют проблемы с электрооборудованием. Как правило  (но не обязательно), это не новые автомобили. Предыдущие версии коммутаторов рассчитаны на установку в относительно исправный автомобиль с соблюдением не сложных рекомендаций по монтажу коммутатора.  Помимо отсутствия перегрузки бортовой сети, не добавляют помех, даже при наличии неисправностей борт.сети. При возникновении помех выше заданного уровня соответственно снижают ток заряда доп.аккумулятора. Но, к сожалению, не всегда автолюбитель может самостоятельно обнаружить и устранить неисправности бортовой сети автомобиля. Поиск грамотного автоэлектрика, как выяснилось, не очень простая задача. С учетом этих соображений  возникла идея сделать более неприхотливую и удобную в эксплуатации модель коммутатора, избавить автолюбителя от необходимости изучения электротехники,  уменьшить затраты времени и денег в автосервисе.

 

Радиатор изолирован от элементов схемы.

Нет светодиодов, сигнализирующих о включении коммутатора. Вместо них цифровой вольтметр в защитном пластиковом кожухе. Включается вольтметр автоматически при выходе коммутатора из «спящего» режима. По включению вольтметра настраиваем порог срабатывания коммутатора, как в других моделях по светодиоду. Вольтметр показывает напряжение на доп.аккумуляторе. Можно добавить переключатель: штатный – дополнительный аккумуляторы. Можно заменить вольтметр на светодиод с добавочным сопротивлением (на фото выше светодиодный фонарик). Нельзя замыкать провода вольтметра (клеммника) – сгорит ключ вольтметра. При этом вольтметр перестанет включаться, но коммутатор сохранит работоспособность.

Настройка коммутатора:

подключаем коммутатор (без дополнительного аккумулятора). При прогретом двигателе, обороты двигателя 1,5-2 тыс.об./мин, включенном ближнем свете смотрим на вольтметр. Если вольтметр светится (коммутатор сработал – подключил напряжение на дополнительный аккумулятор), начинаем медленно поворачивать маленькой отверткой ось подстроечного резистора против часовой стрелки (увеличиваем напряжение срабатывания коммутатора) до погасания вольтметра. Вольтметр погас. Теперь очень медленно поворачиваем ось подстроечного резистора в обратную сторону (по часовой стрелке) до зажигания вольтметра плюс еще 0,5-1 оборота. На этом настройка закончена. Подключаем дополнительный аккумулятор.

Внимание: включение вольтметра происходит с задержкой от 0,5 до1 секунды. После подключения доп.аккумулятора выключение вольтметра происходит через 10-12 секунд после выключения коммутатора.

 

Схема подключения коммутатора:

Провода:

1 – ШВПМ 2х1,0 – 4,5м

2 – ШТПЛ 2х0,12 (или аналогичный) – 4,5м

3 – ШВПМ 2х1,0 - 0,4м

4 – ШВПМ 1х1,0 - 0,5м

5 – Speaker 1х4,0- 0,5м

Провода до цифрового вольтметра - ШТПЛ 2х0,12 (или аналогичный) – 4,5м  +красный, -минус белый.

Предохранители в этой модели коммутатора – отдельная опция. Заказывайте сколько и какие хотите (+50 руб./шт.). Фото предохранителей выше. Предохранители могут быть установлены на провода №1 и №3 в зависимости от качества прокладки проводов и ваших предпочтений к надежности и безопасности.

Этот коммутатор желательно подключать к автомобилю с максимальным током генератора ДО 100А. Для автомобилей с генератором до 200А см. вариант 4.34

Подключение дополнительной кнопки:

Длина проводов 0,25м

Кнопку можно расположить (подключить) рядом с вольтметром или рядом с доп.аккумулятором. Один провод от кнопки подключаем к клемме №1 (минус вольтметра), другой провод – к корпусу автомобиля.

 

Стоимость коммутатора.

 

 

Вариант 4(коммутирует -минусовой провод)

Предназначен для установки на автомобили, у которых 2-й аккумулятор располагается под капотом. Отличается от варианта 3 большим током – 550А (макс.), 250А – ном. Этот вариант позволяет практически полностью использовать при запуске автомобиля энергию 2-го аккумулятора (аккумуляторы на время работы стартера объединяются в одну батарею). Потери в толстых проводах и коммутаторе пренебрежимо малы.

Схема подключения, как у коммутаторов 3.1-3.2

На фото коммутатор без силовых проводов до 2-го аккумулятора:

  

Размеры (мм): 85 (длина), 50 (ширина), 70 (высота).

Крепится с помощью 2-х винтов (саморезов) под капотом, рядом с основным аккумулятором.

Увеличено сечение (толщина) проводов 1,3,4 -  ШВПМ 6х1,0

1 – не более 2 м

3 – 0,5м

4 - не более 2 м

Предохранителей нет.

Коммутатор может выйти из строя от перегрева силовых транзисторов при запуске двигателя с отключенным основным аккумулятором. Нельзя путать полярность подключения аккумуляторов и проводов к ним. Во всех других режимах коммутатор работает стабильно и надежно, не боится коротких замыканий. Позволяет безопасно подключить дополнительный аккумулятор любой емкости.

Подробнее здесь.

 

Вариант 4м(коммутирует –минусовой провод)

Отличается от варианта 4 закрытым корпусом. Параметры одинаковы

Размеры корпуса 87х61х54мм без учета выступающих деталей и проводов.

Провода:

1 – 2,0м  2х4,0=8,0 кв.мм

2 – 0,5м  2х0,35 кв.мм

3 – 0,5м  2х4,0=8,0 кв.мм

4 – 2,0м  2х4,0=8,0 кв.мм

Длина проводов до 2-го светодиода - 1,5м.

Пластикового рукава нет.

 

Стоимость 4-го варианта коммутатора.

 

Вариант 4.2м

Более мощная версия варианта 3.3м (коммутирует +плюсовой провод).

Размеры корпуса 87х61х54мм без учета выступающих деталей и проводов.

Предназначен для установки на автомобили, у которых 2-й аккумулятор располагается под капотом. Отличается от варианта 3 большим током – 440А (макс.), 200А – ном. Этот вариант позволяет практически полностью использовать при запуске автомобиля энергию 2-го аккумулятора (аккумуляторы на время работы стартера объединяются в одну батарею). Потери в толстых проводах и коммутаторе пренебрежимо малы.

 

Схема подключения:

Провода:

1 – 2,0м  4,0 кв.мм

2 – 0,5м  4,0 кв.мм

3 – 0,5м  2х0,5 кв.мм

4 – 2,0м  4,0 кв.мм

Длина проводов до 2-го светодиода - 1,5м.

Пластикового рукава нет.

Провода №1 и №2 имеют дополнительную изоляцию:

Обратите внимание на наличие провода №4, соединяющего (-) минусы  аккумуляторов. На первый взгляд логичнее было бы использовать в качестве этого провода кузов автомобиля. Но на больших токах кузов-проводник, обладающий большим переходным сопротивлением в местах соединений, может резко снизить надежность работы коммутатора, увеличиваются помехи в бортовой сети. Кроме того, токи более 50-100А, протекающие по кузову, приводят к ускоренной коррозии кузова.

 

Вариант 4.3(коммутирует +плюсовой провод)

Отличается от 4.2м корпусом, радиатор вынесен сверху на корпус. Мощность увеличилась на 20%. Коммутируемый ток: 550А (макс.), 250А – ном.

Цвет черный или светло-серый (компьютерный)

Схема подключения, как у варианта 4.2м.

Провод, выходящий из корпуса сбоку (0,5м) подключается к минусу основного аккумулятора.

Радиатор красил я сам, заранее извините за возможное не очень хорошее качество покраски. Талантов маляра, как выяснилось, у меня нет. Светло-серый (компьютерный) вариант с неокрашенным радиатором.

Размеры: 90х65х48мм без учета выступающих деталей и проводов.

На корпусе появился «лишний» светодиод, дублер выносного светодиода.

  Подстройка: подключаем коммутатор (без дополнительного аккумулятора). При прогретом двигателе, обороты двигателя 1,5-2 тыс.об./мин, включенном ближнем свете смотрим на любой светодиод. Если светодиод светится (коммутатор сработал – подключил напряжение на дополнительный аккумулятор), начинаем медленно поворачивать маленькой отверткой ось подстроечного резистора против часовой стрелки (увеличиваем напряжение срабатывания коммутатора) до погасания светодиода. Светодиод погас. Теперь ооочень медленно поворачиваем ось подстроечного резистора в обратную сторону (по часовой стрелке) до зажигания светодиода плюс еще 0,5-1 оборота. На этом настройка закончена. Подключаем дополнительный аккумулятор.

  Первым зажигается желтый светодиод, через 0,5 сек красный (дополнительный). Зажигание ж.светодиода означает, что напряжение бортовой сети в норме (основной аккумулятор подзарядился, перегрузки нет) и достаточно для зарядки доп.аккумулятора. Красный светодиод зажигается при подключении доп. аккумулятора. При глубоком разряде доп. аккумулятора он подключается на короткое время, что бы исключить перегрузку сети (см. график выше). Соответственно, на это короткое время зажигается кр. светодиод. Время его горения может быть столь малым, что мы не заметим его мигания. С увеличением степени зарядки доп. аккумулятора кр. светодиод включается на все более продолжительное время. Когда ток зарядки доп. аккумулятора уменьшится настолько, что перестанет перегружать бортовую сеть, кр. светодиод будет гореть постоянно (доп. аккумулятор подзарядился и подключен к бортовой сети постоянно).

  Силовые провода в комплект не входят. Доп. светодиод с проводом 1,5м и клеммы подключения доп.аккумулятора в комплекте.

 

Стоимость 4-го варианта коммутатора.

 

 

Вариант 4.34(коммутирует +плюсовой провод)

Отличается от варианта 3.4 только мощностью. Для автомобилей с максимальным током генератора ДО 200А.

Комплект А (слева на фото):

Провода №1, №2 – длина 2м (см. схему подключения вариант 3.4) выходят из корпуса коммутатора. Этот комплект удобно подключать в автомобилях с расположением доп.аккумулятора под передним сидением или рядом.

 

Комплект Б (справа на фото):

Провода №1, №2 – подключаются к болту М6 и винту М3 на корпусе коммутатора (см. схему подключения вариант 3.4). Сечение провода №1 рассчитывается в зависимости от его длины. Например: длина 2м – сечение 2,0-2,2 мм^2, длина 4м – сечение 4,0-4,4 мм^2, длина 8м – сечение 8,0-8,8 мм^2.

Комплект Б без проводов №1, №2.

Цена комплектов одинакова.

 

Все другие провода, клеммы, как у варианта 3.4 с учетом мощности.

 

Пример: комплект проводов 8м с припаянными клеммами, предохранителем (см.схему подключения 3.4)

1. Speaker 2х4,0 мм^2

2. PVC2.2*4.70mm(4х0,12 мм^2)

Дополнительный между (-) минусовыми клеммами аккумуляторов Speaker 2х2х4,0 мм^2

Пачка сигарет для масштаба (в комплект не входит).

Вес проводов – 1,82 кг.

 

Стоимость коммутатора.

 

Вариант 4.5(коммутирует +плюсовой провод)

Разработан специально для подключения гелевых и AGM аккумуляторов в авто домах.

Вариант 4.5 отличается тем, что добавлена стабилизация (ограничение) тока зарядки 10А. Это способствует значительному увеличению срока службы гелевых и AGM аккумуляторов, оптимальная емкость доп.аккумулятора 50-100 А/час, подстройка режима не требуется. Но при езде только в городском цикле и ежедневном потреблении энергии от доп.аккумулятора он не будет успевать полностью заряжаться.  Доп.аккумулятор желательно стартерного типа (те, что ставят под капотом), не буферный (применяют в источниках бесперебойного питания).

Провода:

1. Speaker 4,0 мм^2 0,3м с медным «флажком» - зажимается под +(плюс) клемму штатного аккумулятора.

2. ШВПМ 2х1,0 мм^2  - 5,8м

3. ШТПЛ 2х0,12 мм^2  (или аналогичный) – 5,8м

концы этих проводов (2 и 3) подключены к клемме +(плюс) для доп.аккумулятора

4. ШВПМ 1,0 мм^2  – 0,4м, на конце этого провода клемма с отверстием под винт М5, прикручивается к кузову

5. Speaker 4,0 мм^2 0,45м

с одной стороны этого провода аккумуляторная клемма –(минус) доп.аккумулятора, с другой стороны клемма с отверстием под винт М5, прикручивается к кузову

 

Зеленый клеммник сбоку на корпусе коммутатора:

1. +12В от реле стартера, подробнее читайте в описании варианта 5 (ниже)

2. –(минус) вольтметра, белый (черный). Сюда же можно подключить дополнительную кнопку включения вольтметра (посмотреть напряжение доп.аккумулятора при выключенном двигателе). Второй провод от кнопки подключается к кузову.

3. +(плюс) вольтметра

Внимание: температура корпуса этого коммутатора не должна превышать 70гр.С !

 

Вариант 5(коммутирует +плюсовой провод)

Отличается от 4.3 корпусом. Радиатор внутри герметичного корпуса.

Коммутируемый ток: 1100А (макс.), 500А – ном.

Размеры корпуса: 120х80х41мм без учета проводов и выступающих деталей

Отличается от варианта 4 удвоенной мощностью, большими габаритами.

Провод в гофрированном рукаве – это провод №2 по схеме подключения (от +штатного аккумулятора до коммутатора) длина 0,5м.

Схема подключения отличается от схем вариантов 3.3, 4.2 и 4.3 наличием дополнительного провода №5 – подключается к реле включения стартера или соответствующему проводу замка зажигания. При включении стартера на этот провод подается +12В. Длина провода – 2м.

Особенность этой схемы: при включении стартера принудительно включаются силовые ключи коммутатора, падение напряжения на коммутаторе становится равным нулю (в других моделях около 0,7В). Немного увеличивается помощь в запуске двигателя. Но, самое главное, резко уменьшается нагрев силовых ключей. В результате растет надежность, уменьшается вероятность перегрева при неправильной эксплуатации и установке коммутатора.

Силовые провода №1 и №4 выбираете, как для коммутатора 4.3, но в 1,5-2 раза большего сечения.

Светодиоды на корпусе коммутатора:

Зеленый – нормальный заряд доп.аккумулятора (дублер этого св.диода в салоне)

Желтый – порог включения достигнут (для подстройки порога срабатывания)

Красный – включен стартер

Коммутатор может выйти из строя от перегрева силовых транзисторов при запуске двигателя с отключенным основным аккумулятором. Нельзя путать полярность подключения аккумуляторов и проводов к ним. Во всех других режимах коммутатор работает стабильно и надежно, не боится коротких замыканий. Позволяет безопасно подключить дополнительный аккумулятор любой емкости.

Подробнее здесь.

 

Стоимость 5-го варианта коммутатора.

 

Рекомендации по монтажу коммутатора.

 

Совсем не лишним будет добавить в комплект с коммутатором «писклявый вольтметр».