При установке дополнительного аккумулятора в багажнике прокладка проводов, как правило, не вызывает затруднений, т.к. в перегородке между салоном и капотом существуют технологические отверстия с резиновыми заглушками, предназначенные именно для этой цели. Но, учитывая большую толщину используемых проводов, резиновые заглушки лучше сразу удалить и просунуть предварительно обмотанные слоем изоляции провода в отверстие.

 

После этого заливаем отверстие с просунутыми проводами силиконовым герметиком.

 

Прокладка 2-х толстых проводов через салон не лучшее решение. Более оптимальный вариант – проложить провода под днищем автомобиля. Закрепить удобно к тормозным медным трубочкам, жесткому бензопроводу и т.п. Для прочности провода укомплектованы пластиковым рукавом (см.фото варианты 3.1-3.2).

Прокладка 1-го провода возможна через салон, поэтому в других вариантах пластикового рукава нет. В вариантах 4 и 5 толщина проводов весьма велика. Об оптимальном способе и пути их прокладке лучше посоветоваться с местным автоэлектриком с учетом особенностей Вашего автомобиля.

 

Закрепить блок коммутатора удобнее всего рядом с основным аккумулятором под капотом или в багажнике (последние модели БМВ и др.авто).

При расположении коммутатора под капотом не следует располагать его над основным аккумулятором или в другом высокорасположенном месте. Чем выше – тем больше температура, возможен перегрев коммутатора при длительных попытках запуска двигателя, особенно в жаркую погоду. Оптимально расположить на одном уровне с полкой аккумулятора или под аккумулятором, подальше от выпускного коллектора и других горячих частей двигателя.

 

Подключение:

Нагрузка обозначена лампочками La1 – La5.

Рис.1 – подключение коммутаторов 3.3 (3.3м), 4.2м (коммутируют +плюсовой провод).

Подключение La1 оптимально для небольшой нагрузки с током потребления не более 10-15А.

Подключение La2 целесообразно использовать при токах нагрузки более 20А. При питании чувствительных к помехам приборов, музыкальных центров, радиостанций  и т.п. желательно минус (общий провод) нагрузки дополнительно соединить с кузовом в месте установки нагрузки (показано прерывистой синей линией). При этом наблюдается уменьшение помех.

 

Рис.2 – подключение коммутаторов 3.1,  3.2,  4 (4м) - коммутируют -минусовой провод.

La3 – правильно

La4, La5 - НЕправильно.

 La4 - подключена не к дополнительному (2), а к основному (1) аккумулятору. В этом случае дополнительный (2) аккумулятор будет нормально заряжаться через коммутатор, но его энергия будет расходоваться ТОЛЬКО на подзарядку основного (1) аккумулятора и на помощь при запуске двигателя.

La5 – при таком подключении оба аккумулятора оказались соединенными параллельно, а вход-выход коммутатора замкнуты, т.е. коммутатор не работает, но исправно моргает светодиодами.

 

Коммутатор может выйти из строя от перегрева силовых транзисторов при запуске двигателя с отключенным основным аккумулятором. Нельзя путать полярность подключения аккумуляторов и проводов к ним. Во всех других режимах коммутатор работает стабильно и надежно, не боится коротких замыканий.

  В последнее время в продаже появились стартерные гелевые аккумуляторы. Их преимущества очевидны. Но, необходимо учитывать некоторые особенности. Вследствие низкого внутреннего сопротивления г.аккумулятора целесообразно использовать его в качестве основного, а не дополнительного. Действительно, максимальный отбор мощности (экстра токи) наблюдается при запуске двигателя. Подавляющее большинство доп.оборудования (кроме лебедок с тяговым усилием от 5 тонн) потребляют значительно меньший ток. Т.е. для них вполне достаточно нагрузочной способности обычных кислотных аккумуляторов.

  Если Вы решили установить 2 г.аккумулятора (основной и дополнительный), лучше использовать более мощную модель коммутатора или увеличить сопротивление силовых проводов в 1,5-2 раза.

  Категорически не рекомендуется устанавливать г.аккумулятор только в качестве дополнительного, т.к. при запуске двигателя (экстра токи стартера) будет наблюдаться значительная просадка напряжения на обычном кислотном (основном) аккумуляторе. На г.аккумуляторе просадка напряжения ощутимо меньше (малое внутреннее сопротивление). Это равносильно разряду основного аккумулятора или большому сопротивлению его клемм (плохой контакт). Максимальный ток будет потребляться от дополнительного (г.аккумулятора). Это неизбежно вызовет перегрузку (перегрев) как самого коммутатора, так и силовых проводов между аккумуляторами и коммутатором.

 Если вы подключили новый гелевый аккумулятор в качестве дополнительного и его емкость равна или больше емкости штатного (НЕ гелевого) аккумулятора может наблюдаться такой эффект: доп.аккумулятор НЕ заряжается. Мигает светодиод коммутатора, происходят попытки подключения доп.аккумулятора на зарядку. Но доп.аккумулятор слишком сильно просаживает бортовую сеть. Коммутатор это измеряет и мгновенно отключает доп.аккумулятор. В этом случае прочтите текст еще раз, начиная со слов «категорически не рекомендуется» и подключите правильно.

Надежность пуска двигателя определяется качеством и состоянием (степень заряда) основного аккумулятора. Дополнительный аккумулятор только помогает основному, а не заменяет его. Отдает при запуске ДО половины пускового тока, а не весь ток.

  Весьма важно следить за степенью разряда аккумуляторов. Для этой цели совсем не лишним будет добавить в комплект с коммутатором «писклявый вольтметр» или «Неписклявый» или цифровой вольтметр.