Металл, из которого изготавливаются кузова автомобилей, не отличается высоким качеством, содержит огромное количество артефактов: инородных вкраплений. Размеры вкраплений (неоднородностей), как правило, невелики: D не более 0,5 мм. Частота вкраплений может быть значительной. При исследовании кусков металла, из которых были изготовлены отечественные «ВАЗы» и «ГАЗели» я насчитал таких ярко выраженных неоднородностей до 3-5 точек на квадратный дециметр.

  Чем опасны эти вкрапления? Дело в том, что по сравнению с остальным металлом эти неоднородности имеют другое валентное число. При попадании воды (электролита) одновременно на неоднородность и соседний металл образуется гальванопара, в которой металл, как правило, является анодом. Это приводит к быстрому ржавлению металла вокруг каждого вкрапления – появляются ржавые точки. В этом случае эффективность используемой нами катодной защиты резко снижается: проводимость недистиллированной воды (электролита) во много раз больше проводимости воздуха.

  Аналогичным образом по отношению к металлу ведет себя и гидроокись металла. Её структура похожа на пористую губку: так же впитывает и удерживает воду. Так же, как губка ведет себя и скопившаяся грязь. В результате ржавление усиливается, эффективность катодной защиты снижается.

  Сплошным артефактом можно считать места любительской (гаражной) сварки, за исключением применения плазменной сварки. Но устройств плазменной сварки типа «Алплаз» я в наших сервисах не встречал.

  Учитывая вышеизложенное,  приходим к выводу о целесообразности применения катодной защиты на новых автомобилях, не имеющих ржавчины (гидроокиси железа) на кузове.

  Относительно старых автомобилей: катодная защита уменьшает скорость разрушения поржавевших участков кузова и весьма эффективно защищает кузов от появления новых очагов коррозии. Прошло 2 года с момента начала эксплуатации на моей старенькой «Ниве» простого УЗ. За это время не прибавилось новых очагов коррозии, а старые, ничем не обработанные ржавые места увеличились не более чем на 10-20% (и это за 2 года!).  До начала использования УЗ ежегодно появлялись новые очаги коррозии, а имевшиеся ранее увеличивались в размерах в 1,5-2 раза (50-100%) и более за каждый год. Хранится «Нива» в «ракушке».

Начиная с 2010г. использую УЗ с поверхностными токами (скин-эффектом).

 

Полезный совет: если кузов Вашего автомобиля в значительной степени заржавел, то не поленитесь обработать очаги коррозии свежим или отработанным моторным маслом. Масляная пленка длительное время будет препятствовать воздействию влаги на металл. Такая несложная обработка в сочетании с устройством катодной защиты продлит жизнь кузова Вашего автомобиля в несколько раз.