Легкий пуск двигателя

 Началась суровая зима. Установили предпусковой подогреватель двигателя. За час или чуть больше до выезда таймер включил подогреватель. Мотор и салон прогрелись, стекла оттаяли. Красота! Садимся в машину, запускаем пытаемся запустить двигатель… стартер чуточку крутанулся и встал. Почему?

  В подогревателе есть помпа, перекачивающая охлаждающую жидкость, система зажигания. Что бы прогреть салон во время работы подогревателя включается вентилятор отопителя. Плюс немножечко энергии съедает таймер и другие дежурные системы. Вдобавок к этому присутствует разряд аккумулятора в мороз, особенно при резком и сильном похолодании. Штатный аккумулятор разрядился и не может полноценно крутить стартер.

  В значительной степени решить эту проблему позволяет установка дополнительного аккумулятора. При условии подключения подогревателя и  вентилятора отопителя к доп.аккумулятору.

  Но, как быть с внезапно севшим от резкого похолодания штатным аккумулятором? Давайте подключим к доп.аккумулятору повышающий преобразователь напряжения

Включаем преобразователь за 10-12 часов до пуска двигателя. Штатный аккумулятор будет подзаряжаться от дополнительного небольшим током до напряжения 14,5В. Ток, потребляемый от доп.аккумулятора не даст ему замерзнуть. Так же не замерзнет штатный аккумулятор при наличии тока зарядки. К утру (время пуска двигателя) штатный аккумулятор окажется свежезаряженным. Стартер весело крутится. Практически установлено, что двигатель, без применения предпускового подогревателя, успешно заводится при температуре на 7-10 градусов ниже, чем без такой подзарядки штатного аккумулятора. Очевидно, это совсем не плохое решение для средней полосы России или аналогичных районов с умеренными морозами.

 Для районов крайнего севера с морозами -30гр.С и ниже предпусковой подогреватель все-таки не роскошь и устанавливать его, вероятно, придется. Но штатный аккумулятор теперь не будет разряжен. Прогретый двигатель заведется без малейших проблем от свежезаряженного аккумулятора.

  Сравним мощность, подаваемую на стартер с использованием повышающего преобразователя и без него.

P=U^2/R

P – мощность, потребляемая стартером

U – напряжение на стартере

R – сопротивление стартера

Предположим, что напряжение аккумулятора при включении стартера падает на 2В. Без подзарядки напряжение штатного аккумулятора снизилось до 12,5-2=10,5В. После подзарядки 14,5-2=12,5В. Примем сопротивление стартера 0,1 Ом. Мощность, полученная стартером до подзарядки 10,5^2/0,1=1,1025КВт, после подзарядки 12,5^2/0,1=1,5625КВт.

1,5625/1,1025=1,417 – во столько раз веселее будет крутиться стартер после подзарядки штатного аккумулятора.

 

      Устройство для легкого пуска двигателя

Корпус размером 90х65х35 мм.

Внутри корпуса релейный коммутатор для зарядки доп.аккумулятора и повышающий преобразователь напряжения.

 

Параметры коммутатора:

Включение 13,4В, выключение 13,1В. Для исключения ложных срабатываний и повышения точности напряжение срабатывания (включение-выключение) контролируется специальной измерительной схемой – провод №2. При включении коммутатора светится красный светодиод,

Максимальный ток зарядки ограничен сопротивлением проводов.

Вариант А - не более 30А. Для автомобилей с максимальным током генератора 100А и менее. Рекомендуемая емкость доп.аккумулятора не более 0,7 от емкости штатного аккумулятора. Например, емкость штатного аккумулятора 60А/час, емкость доп.аккумулятора не более 60х0,7=42А/час.

Вариант Б – не более 50А. Для автомобилей с максимальным током генератора более 100А. Рекомендуемая емкость доп.аккумулятора не более 0,7 от емкости штатного аккумулятора.

Например, емкость штатного аккумулятора 100А/час, емкость доп.аккумулятора не более 100х0,7=70А/час.

О выборе емкости дополнительного аккумулятора.

 

Параметры преобразователя:

Выходной ток не менее 0,5А (ток подзарядки штатного аккумулятора)

Ток потребления не более 1,0А (ток, потребляемый от доп.аккумулятора).

Включается при подаче на вход управления (винтик М3 с гаечками сбоку корпуса) +12В от доп.аккумулятора. Что бы не разрядить доп.аккумулятор полностью, предусмотрено автоматическое отключение преобразователя при снижении напряжения доп.аккумулятора ниже 10,9В. Ток по входу управления не более 7 мА.

Есть температурная коррекция: при снижении температуры ток подзарядки штатного аккумулятора увеличивается. Указанные токи соответствуют температуре +20 гр.С.

При включении преобразователя ярко светится белый светодиод, коммутатор отключается.

 

Работоспособность устройств проверена при температуре -28гр.С, влажность 98%.

На фото варианты А (снизу) и Б (сверху).

 

Схема подключения;

Провода:

1. 5м 2,5мм^2 (вариант А) или 4мм^2 (вариант Б)

2. 5,05м 2х0,12мм^2

3. 0,2м 4мм^2

4. 0,2м 1мм^2

5. 0,3м 4мм^2

6 и 7 любые, подходящие по длине провода, сечение от 0,2мм^2

 

Устройство и таймер управления на аккумуляторе Mutlu 55А/час:

 

Подключение устройства к +плюсу штатного аккумулятора:

 

 

Жестяной флажок (ж.флажок на проводах №1 и №2) просовываем между +выводом и клеммой аккумулятора, затягиваем клемму. Перед подключением проверьте наличие окислов на ж.флажке. если окислы есть – зачистите шкуркой или ножом. Желательно, для предотвращения окислов, смазать флажок капелькой моторного масла.

 

Дополнительные опции.

Предохранитель типа «солдат» на ток 30А (сиреневый, слева на фото) или на 60А (желтый, справа на фото). Если Вы не уверены в качестве прокладки проводов №1 и №2 лучше подстраховаться и заказать комплект устройства с припаянным вместо жестяного флажка предохранителем (+150 руб.)

Предохранитель 30А – для варианта А.

Предохранитель 60А – для варианта Б

Второй вывод предохранителя зажимается под +клемму штатного аккумулятора (вместо жестяного флажка).

 

Таймер для включения-выключения устройства:

 

Таймер в комплекте с проводами и клеммами (500 руб,):

Укажите место расположения таймера и необходимую длину проводов.

 

Программирование и описание таймера можно посмотреть здесь.

Работоспособность таймера проверена при температуре -28гр.С. Таймер сохраняет работоспособность, но хуже читаются показания на табло. Потеет стекло, контрастность уменьшается. Категорически НЕ поливать водой!

подключение таймера

 

Выключатель вместо таймера или дополнительно к таймеру. Например, если таймер расположен на доп.аккумуляторе в багажнике (см.фото выше). Вы пришли к машине раньше времени отключения таймера. Перед пуском двигателя нужно отключить преобразователь. Но лезть в багажник на морозе не хочется. В этом случае просто щелкаем выключателем, включенным последовательно с контактами таймера. Выключатель располагаем в удобном месте салона. Крепится выключатель с помощью винтиков М3 или небольших саморезов.

Выключатель с проводами – 150 руб. Укажите необходимую длину проводов.

 

Весьма желателен вольтметр с переключателем для контроля напряжения на штатном и доп. аккумуляторах.

 

Для снижения помех в бортовой электросети желательно подключить к штатному аккумулятору конденсаторную батарею.

 

Подключение:

Протягиваем провода, располагаем устройство на доп.аккумуляторе или рядом. Удобно приклеить корпус устройства и корпус таймера к аккумулятору двухсторонним скотчем. Подключаем сначала провод №5 к кузову автомобиля. Обратите внимание на качественный контакт этого подключения. Кузов используется в качестве (–)минусового провода. Подключаем провода №1 и №2 к (+)плюсу штатного аккумулятора (зажимаем жестяной флажок или вывод предохранителя под (+)плюсовую клемму штатного аккумулятора). Надеваем клеммы на выводы доп.аккумулятора. Подключаем управление (выключатель или таймер) к винтику сбоку корпуса устройства. Обратите внимание, если Вы подключили устройство сначала к доп.аккумулятору и по неосторожности замкнули жестяной флажок (провода №1 и №2) на кузов автомобиля – сгорит повышающий преобразователь в устройстве. Коммутатор при этом остается исправным.

Крайне не желательно изменять длину или сечение проводов 4мм^2. Сопротивление этих проводов подобрано оптимально: мала вероятность перегрузки бортовой сети (не снижается заряд штатного аккумулятора), достаточный ток для заряда доп.аккумулятора.

 Проверяем: щелкнули выключателем, ярко загорелся белый светодиод. Измеряем напряжение на штатном аккумуляторе – напряжение начинает повышаться. Выключили. Запускаем двигатель. Через несколько секунд загорается красный светодиод. Включилась зарядка доп.аккумулятора. напряжение на нем повышается. Задержка включения коммутатора (кр.светодиод) будет тем больше, чем меньше напряжение было на штатном аккумуляторе до запуска двигателя. И наоборот – время задержки уменьшается с ростом напряжения на штатном аккумуляторе.

 

Эксплуатация:

Включать подзарядку штатного аккумулятора (тумблером или запустить таймер) желательно с вечера на срок не менее 10 часов. За это время штатный аккумулятор получит дополнительно 5 А/час энергии. Выключать подзарядку непосредственно перед запуском двигателя. Если во время пуска двигателя подзарядку не выключить может сгореть повышающий преобразователь.

 

Стоимость устройства для легкого пуска двигателя