«Продвинутое» устройство защиты

 

Простое УЗ(1-3) необходимо каждый раз подключать к стационарному заземлению. Это создает некоторые неудобства при его эксплуатации. Особенно, если Вы часто пользуетесь автомобилем.  Возможно ли отказаться от использования стационарного заземления и, таким образом, избавиться от регулярного включения – выключения УЗ? Да, возможно. Идея такова: включить между простым УЗ и антистатиком  (полоска токопроводящей резины или кусок цепи, соединяющий автомашину с землей для снятия статического электричества) автомобиля генератор коротких высоковольтных импульсов. При этом антистатик необходимо надежно изолировать от кузова автомобиля. Подобный метод используется в сварочном оборудовании для легкого зажигания дуги (осциллятор). Высоковольтные импульсы ионизируют молекулы воздуха, создают токопроводящие канальчики, по которым потом течет электрический ток малого напряжения.

Генератор высоковольтных импульсов проще всего выполнить по схеме блокинг-генератора. При этом следует обратить особое внимание на то, что бы при работе генератора на кузове автомобиля создавалось усредненное отрицательное напряжение относительно земли не более 10-12В (во избежание поражения электрическим током).

Исходя из эстетических соображений, прикрепляем высоковольтный провод на стандартный антистатик. Но при этом не забудьте удалить из антистатика внутреннюю проволочку.

   Готовое УЗ (с учетом приведенных выше замечаний) сначала было испытано на моей старенькой «Ниве» и на «Шевроле-Каприс», а к настоящему времени на многих других автомобилях. Испытания показали высокую эффективность данного устройства. Причем, эффективность устройства тем выше, чем выше влажность окружающей среды (до момента зажигания красного мигающего светодиода: см. фото). При влажности воздуха менее 60% потенциал  кузова автомобиля снижается до величины -1В и менее (падает эффективность защиты), но при таком уменьшении влажности так же уменьшается и вероятность (скорость) ржавления металла до пренебрежимо малой величины: с такой же скоростью ржавеют металлические предметы, находящиеся у вас дома (в отапливаемом помещении).

 

   Ток потребления составил:

В дежурном режиме (при выключенном двигателе) и малой влажности -15 мА, при большой влажности -30 мА. На ходу (при включенном двигателе) 25-50мА. Увеличение тока на включенном двигателе вызвано необходимостью повысить амплитуду импульсов в 1,5 раза для компенсации плохого контакта антистатика (провода) с землей во время движения автомобиля. Работоспособность устройства проверена при температуре  -20 +70 гр.С.  В указанном диапазоне температур параметры устройства соответствовали заданным.

 

Длина высоковольтного (белого) провода – 4м, провода питания (красно-черный) – 2м.

Защита от неправильного подключения (переполюсовки) – есть.

Защита от импульсных помех – есть.

Блок УЗ может быть закреплен в любом удобном для этого месте салона автомобиля, на которое можно иногда взглянуть и убедиться в нормальной работе УЗ (свечение светодиодов). Подробные рекомендации по монтажу устройства на автомобиль здесь.

 

   Светодиоды:

1.Выньте машину из мокрого сугроба или помойте (много соленой грязи).

2.Повышенная влажность.

3.Сухо или проверьте целостность провода антистатика.

 

 Стоимость устройства

 

 Вариант схемы:

С 06.2009 изменились параметры УЗ. Напряжение высоковольтных импульсов увеличено, ток уменьшился. Трансформатор работает в режиме токов Фуко. Все остальное – без изменений.

 

 «Продвинутое - С» устройство защиты

В описанном выше «продвинутом» УЗ на антистатик подаются высоковольтные импульсы положительной полярности и положительное напряжение (через схему простого УЗ) от аккумулятора. Если полярность высоковольтных импульсов чередовать: положительный/отрицательный, то на всем кузове автомобиля будет наблюдаться высокочастотный ток. Откуда берется ток в казалось бы, незамкнутой цепи? Дело в том, что кузов автомобиля по отношению к земле, гаражу и т.п. обладает электрической емкостью. Является обкладкой конденсатора. Вторая обкладка – окружающие автомобиль предметы: земля (дорожное покрытие), гараж, деревья… Наибольшая плотность тока будет наблюдаться на днище автомобиля – земля ближе всего. Часть тока ответвляется через антистатик на землю. С появлением на кузове высокочастотного тока начинает наблюдаться скин-эффект, оказывающий дополнительное защитное действие на кузов. Подробнее здесь.

 

 Мощность импульсов невелика: не превышает мощности в устройстве «Final Coat». Эффект осциллятора несколько улучшается. Но эффективность именно катодной защиты может снизится до уровня простых УЗ. Улучшится ли суммарный защитный эффект у такого УЗ по сравнению с «продвинутым» однозначно сейчас сказать не смогу.

 

 Внешний вид и порядок монтажа не изменились, такие же, как у «продвинутого» УЗ. Стоимость устройства не изменилась.

 

 По результатам наблюдений в течение 2-х лет на нескольких автомобилях выяснилось, что полученный в «Продвинутом-С» УЗ скин-эффект крайне незначителен и не оказывает заметного влияния на скорость коррозии металла. Среднеинтегральная эффективность вышеописанных УЗ оказалась примерно одинаковой.