Скорость ржавления кузова автомобиля в ракушке (пенале) достигает 1 мм в год! Скорость ржавления на открытой стоянке в 3-10 раз ниже.

Рассмотрим особенности хранения автомобиля в гараже типа «ракушка» (пенал). Подавляющее большинство этих гаражей имеет собственное защитное покрытие – оцинковано. Хорошо ли это? С точки зрения сохранности гаража это замечательно. Действительно, цинк, как более активный металл, разрушается в первую очередь и тем самым  предохраняет от коррозии железо ракушки.  Но, что происходит с автомобилем, хранящемся в таком гараже? Обратимся к рисунку:

Цинковое покрытие ракушки создает отрицательный электрический потенциал относительно железного кузова автомобиля, т.е. является катодом. Соответственно кузов автомобиля становится анодом. Вы можете легко убедиться в этом, подключив вольтметр между кузовом и ракушкой. Аналогичные результаты Вы получите, измерив, потенциал кузова автомобиля относительно земли. Но мы уже знаем, что ржавеет не катод, а анод. Таким образом, кузов автомобиля в ракушке ржавеет гораздо быстрее, чем на открытой стоянке.

 В случае если кузов машины так же оцинкован, потенциал кузова будет равен потенциалу ракушки. То есть машина начнет ржаветь в ракушке так же быстро, как обычная (не оцинкованная) на открытой стоянке. К этому необходимо добавить, что оцинковывают у машины, как правило, только наружную нижнюю часть. Вся остальная не оцинкованная часть машины будет интенсивно ржаветь.

  Использование защитного устройства меняет потенциалы кузова и ракушки на обратные: кузов становится катодом, ракушка – анодом. Электрохимическая коррозия кузова остановлена.

  Существует распространенное мнение, что в ракушке (пенале) машина гниет быстрее, чем в капитальном (кирпичном) гараже потому, что в ракушке хуже вентиляция. Очевидно, это мнение ошибочное. Действительно, где машина пылится быстрее? В каком капитальном гараже мы увидим такое большое количество щелей, как в ракушке? Зимней порой бывает, что внутри ракушки наметает сугроб. Возможно ли такое в капитальном гараже, где вся вентиляция состоит из единственной вытяжной трубы? Но негерметичность ракушки имеет и обратную сторону: в ракушках, по сравнению с капитальными гаражами, наблюдается повышенная влажность. Действительно, ракушки, как правило, стоят на земле (газонах). Испарения влажной земли создают эффект паровой бани – влажность достигает 100%. Никакой гидроизоляции в ракушках не предусмотрено. Интенсивное ржавление металла начинается при влажности более 60%.

  Июнь 2010г, жара более 30 градусов в тени. После заезда в ракушку и подключения заземления к УЗС-2 смотрим на синий мигающий светодиод (индикатор влажности) – не горит. Через 20-30 минут светодиод начинает мигать даже при открытой створке ракушки. Т.е. за эти 20-30 минут кузов машины успевает покрыться заметной (токопроводящей) пленкой воды.

  Моя «Нивка» так же хранится в ракушке. Первые 2 года гнила и ржавела весьма интенсивно. Ржавь просто сыпалась на землю с поврежденных мест кузова. Начиная с 3-го года, подключил простое УЗ. Машина ржаветь перестала. На ракушке интенсивного ржавления так же не наблюдается. Но начали быстро ржаветь замки, которыми я запираю ракушку. Теперь приходится смазывать замки 2-3 раза в год. Других неприятностей не заметил.

 

В сентябре 2006 машина сорвалась с домкрата, повредилась правая дверь. Не стал ремонтировать, посмотрим, как ржавеет:

Январь 2007 машина почти чистая

 

Июль 2008

 

Июль 2009

 

Ржави заметно прибавилось. Но за 2 года без применения УЗ все это ржавое место при хранении автомобиля в ракушке должно было просто рассыпаться в труху и лежать на земле. За последний год машина проехала около 1000 км, последние 6 месяцев практически не ездила, ни разу не мылась. При регулярной езде и помывке ржави было бы намного меньше: смывается, обдувается.

 

Июнь 2010

Помыл машину на мойке (не мылась с февраля 2009г). Мойщики сплошь нерусские, поэтому машина стала ненамного чище, чем была(((.

Разогнул плоскогубцами ржавый лепесток. Металлической щеткой, зажатой в дрель, почистил это безобразие. Как видно на фотографии ржа практически не выела металл за 4 года применения УЗ. Последние 8 месяцев использовалось УЗ со скин-эффектом. Но самый главный практический вывод в том, что металл не стал хрупким, остался пластичным. Т.е. все разговоры о пресловутом наводороживании металла при напряжении катодной защиты свыше 1 вольта являются ни на чем не основанными слухами, не соответствуют действительности! За эти годы перепробовал практически все методы, способы электрохимической защиты. Почти все мои УЗ некоторое время стояли на этой старенькой «Ниве». Временами использовался потенциал катодной защиты 100В и импульсы 1200В.

Заклеил дыру тряпочкой + самый обычный эпоксидный клей. Клей пролежал дома более 20 лет, т.е. откровенно старый. Закрасил кисточкой самой дешевой краской (садолин) без грунтовки и обезжиривания прямо по оставшейся ржави. Краска хранилась сначала в ракушке (перепады температуры), затем дома около 5 лет. Посмотрим, когда отвалится такая безобразная подкраска. Теоретически должна отвалиться максимум через 4-6 месяцев.

 

Июнь 2011

Ракушку снесли, теперь машинка живет на улице.

 

Апрель 2012

С сентября 2011 по сей день, машина не заводилась и не ездила, не мылась. Снег не сметал. Сугроб на машине растаял самостоятельно неделю назад. На земле снег еще есть. С лета 2011 установлена защита «Контур-1». Аккумулятор разрядился до 10,6В.

Краска не отвалилась

И даже не потрескалась

Внешний вид колесных дисков и гаек за 8 лет практически не изменился. Думаю, что эти колесные диски стояли с самого начала. Я их не подкрашивал.

Фаркоп обмазан краской в июне 2010 вместе с дверью. Ржавь на фаркопе расчистить не удалось, она прочно засела в бороздах от резца. Покрашено прямо по ржави.

Вот что осталось от заземляющего тросика. Хорошо, что стоит защита с поверхностными токами (скин-эффектом). Без защиты так выглядел бы кузов автомобиля.

 

Сентябрь 2014

Пробег за год – 230 км, мылась 1 раз в апреле, по прежнему подключен «Контур-1».

 

Март 2015

Пробег за год – 0 км, не мылась ни разу, по прежнему подключен «Контур-1».

Открыл капот для зарядки аккумулятора и с удивлением обнаружил:

Белый налет не что иное, как соль. Очевидно, эти соляные отложения живут под капотом не один год, просто раньше не обращал внимания.

Но, не смотря на это безобразие, нет новых очагов рыжей рыхлой ржавчины. Безусловно, нельзя доводить кузов до такого состояния!

 

Нива 21213 (красная краска – заводская, черная краска была до покупки)

Год выпуска – 1995

Куплена – июль 2004, ржави уже тогда хватало