Рассмотрим работу устройства защиты на примере этой схемы:

Минусовая клемма аккумулятора соединена с корпусом автомобиля. Провод с плюсовой клеммы через устройство защиты (УЗ) подключается к заземлению. Таким образом, на корпусе автомобиля появляется относительно земли отрицательное напряжение – корпус становится катодом и перестает разрушаться.

 Функции УЗ таковы:

1.    Ограничение тока, а при необходимости и напряжения между кузовом автомобиля и заземлением.

2.    Измерение и индикация тока защиты.

3.    Регистрация критических режимов работы УЗ.

Откуда берется ток между кузовом и заземлением? Действительно, если предположить, что резина колес автомобиля – идеальный изолятор, и воздух абсолютно не проводит электричество, то цепь не будет замкнута. В разомкнутой цепи ток течь не может. Но в реальности резина колес, проехавших по луже или испачканных грязью, тем более соленой грязью, является проводником. И проводит ток тем лучше, чем больше она испачкана. То же можно сказать и о воздухе: чем выше влажность воздуха – тем лучше он проводит электрический ток. Так же необходимо учитывать состояние лакокрасочного покрытия кузова. В идеальном случае краска – изолятор. В реальности лакокрасочное покрытие имеет видимые глазу дефекты (на старом автомобиле) и множество невидимых микротрещин, которые начинают образовываться сразу после затвердевания краски и начала эксплуатации автомобиля. Все это огромное количество дефектов кузова контактирует с воздухом.

 

  В простейшем случае схема УЗ выглядит так:

Сопротивление резистора выбираем с учетом падения напряжения на светодиоде, максимальный ток защиты нецелесообразно выбирать более 10 мА.

  Критерием работоспособности УЗ является отрицательное напряжение на кузове автомобиля не менее -0,44В относительно окружающей среды (земля, воздух). В случае уменьшения отрицательного потенциала на кузове менее -0,44В или появления положительного потенциала, УЗ не работает.

  На практике, при отсутствии УЗ, на кузове автомобиля имеется потенциал от 0В до некоторого значения положительного напряжения. Почему на кузове может образоваться положительный потенциал? Дело в том, что различные трубопроводы, находящиеся в земле, так же предохраняются от коррозии методом катодной защиты. Свою лепту вносят и трамвайные рельсы, различные мощные электроустановки, атмосферное электричество.